Применение системного анализа для выявления и устранения информационных перегрузок у студентов
Основное содержимое статьи
Аннотация
Цифровизация образования усиливает проблему информационной перегрузки, негативно влияю-щей на успеваемость и психоэмоциональное состояние студентов. Перегрузка рассматривается как системная дисфункция образовательной среды. В статье используются концепции общей теории систем и теории когнитивной нагрузки. Особое внимание уделено последствиям дистанционного обучения, включая феномен Zoom fatigue. Предлагаются меры по снижению перегрузки: оптимизация цифровой образовательной среды, улучшение структуры учебных материалов, развитие навыков саморегуляции. Подчёркивается необходимость комплексного, многоуровневого подхода к формиро-ванию устойчивой образовательной системы.
Скачивания
Информация о статье

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Библиографические ссылки
Meadows D. Thinking in Systems: A Primer. – White River Junction: Chelsea Green Publishing, 2008.
Eppler M. J., Mengis J. The concept of information overload: A review of literature from organization science, accounting, marketing, MIS, and related disciplines // The Information Society, 2004. – Vol. 20. – № 5. – Pp. 325–344. – DOI: 10.1080/01972240490507974.
Arnold M., Goldschmitt M., Rigotti T. Dealing with information overload: A comprehensive review // Frontiers in Psychology, 2023. – Vol. 14. – Article 1122200. – DOI: 10.3389/fpsyg.2023.1122200.
Cowan N. The magical number 4 in short-term memory: A reconsideration of mental storage capacity // Behavioral and Brain Sciences, 2001. – Vol. 24. – № 1. – Pp. 87–114. – DOI: 10.1017/S0140525X01003922.
UNESCO. One year of education disruption due to COVID-19: Where do we stand? – 19 March 2021. – URL: https://www.unesco.org/en/articles/one-year-covid-19-education-disruption-where-do-we-stand.
Bailenson J. N. Nonverbal overload: A theoretical argument for the causes of Zoom fatigue // Technology, Mind, and Behavior, 2021. – Vol. 2. – № 1. – Article e14. – DOI: 10.1037/tmb0000030.
Тужикова Е. С. Предикторы академического выгорания у студентов выпускных курсов // Психологическое сопровождение образования, 2023. – DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2023-6-72.
OECD. Students, Digital Devices and Success. – Paris: OECD Publishing, 2024. – URL: https://www.oecd.org/content/dam/oecd/en/publications/reports/2024/05/students-digital-devices-and-success_621829ff/9e4c0624-en.pdf.
Берталанфи Л. фон. Общая теория систем: обзор проблем и результатов. – М.: Прогресс, 1969.
Optner S.L. Systems Analysis for Business and Industrial Problem Solving. – Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1969.
Богданов А. А. Тектология: всеобщая организационная наука. – М.: Экономика, 1989.
Афанасьев В. Г. Общество: системность и познание. – М.: Политиздат, 1980.
Зотова О. М., Зотов В. В. Информационные перегрузки как фактор стресса студентов вузов // Человек и его здоровье, 2015. – № 4. – С. 108-115.
Mark G., Iqbal S.T., Czerwinski M. Information overload and multitasking in everyday life: Lessons from the workplace // XRDS: Crossroads, 2019. – Vol. 25. – № 3. – Pp. 40–44. – DOI: 10.1145/3180877.