Выпуск 2021 № 4
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ КОГНИТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОБОТИЗИРОВАННЫМИ СОЦИОТЕХНИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ Ч.2: НЕЛИНЕЙНЫЕ МОДЕЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ ДЛЯ ПРОЕКТА «ИНДУСТРИЯ 4.0»
Обсуждается развитие новых видов интеллектуальной когнитивной робототехники с учетом возрастающих потребностей в роботах в промышленных / непромышленных сферах (особенно для применения в катастрофических ситуациях типа техногенных аварий или коронавирус) и развития квантовых сквозных ИТ. Промышленная революция «Индустрия 4.0» и третья квантовая революция «Квантовая программная инженерия» предопределили развитие нового направления – интеллектуальное когнитивное управление роботизированными социо-техническими системами как основы проекта «Индустрия 5.0». Одной из основных проблем стала необходимость исследования взаимодействия человека-оператора с роботом и пере-распределения зон ответственности между роботами в коллективе (толпе – swarm) роботов, человеком – оператором и роботом, а также выявления предельных возможностей допусти-мой работоспособности (Affordance / Kansei / Kawaii Engineering) роботов в различных проблемно-ориентированных областях. Проведен анализ развития моделей роботизированных социотехнических систем и построения образовательных процессов с нестандартной логикой подготовки ИТ-специалистов нового поколения в условиях стремительного разрыва между образовательными процессами и требованиями к базовым знаний в области квантовых сквозных ИТ. Представлена методология, разработанная в МЛИТ ОИЯИ, по подготовки ИТ-специалистов нового поколения для управления физическими экспериментами, квантового интеллектуального управления физическими установками в мегасайнс проектах типа NICA, роботов – беспилотников радиационного контроля и др.
Для цитирования:
Ульянов С. В. Интеллектуальное когнитивное управление роботизированными социотехниче-скими системами. Ч.2: Нелинейные модели интеллектуальной робототехники для проекта «Ин-дустрия 4.0» // Системный анализ в науке и образовании: сетевое научное издание. 2021. № 4. C. 1–43. URL : http://sanse.ru/download/449.
For citation:
Ulyanov S. V. Intelligent cognitive control of robotic sociotechnical systems. Pt. 2: Nonlinear model generation of intelligent cognitive robotics for project “Industry 4.0”. System Analysis in Science and Education, 2021;(3):1–43(In Russ). Available from: http://sanse.ru/download/449.
Для цитирования:
Ульянов С. В. Интеллектуальное когнитивное управление роботизированными социотехниче-скими системами. Ч.2: Нелинейные модели интеллектуальной робототехники для проекта «Ин-дустрия 4.0» // Системный анализ в науке и образовании: сетевое научное издание. 2021. № 4. C. 1–43. URL : http://sanse.ru/download/449.
For citation:
Ulyanov S. V. Intelligent cognitive control of robotic sociotechnical systems. Pt. 2: Nonlinear model generation of intelligent cognitive robotics for project “Industry 4.0”. System Analysis in Science and Education, 2021;(3):1–43(In Russ). Available from: http://sanse.ru/download/449.

МЕХАНИЗМЫ ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ И ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ ДЛЯ ЗАДАЧ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СРЕДЕ АВТОНОМНЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РОБОТО-ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ В НЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЯХ
При решении сложных задач автоматизации в проекте «Индустрия 4.0» с использованием нескольких интеллектуальных автономных робототехнических систем возникает необходимость определения механизмов обмена информации и передачи знаний от одной робототехнической системы к другой (типа системы «master – slave»). Существует множество механизмов сетевого взаимодействия, при котором каждый элемент имеет свои сильные и слабые стороны. При разработке интеллектуальных робототехнических систем на испытательном полигоне в лаборатории информационных технологий ОИЯИ (МЛИТ), было выявлено несколько основных задач взаимодействия, требующих выбора специальных механизмов и протоколов передачи данных и знаний. В статье рассмотрены основные механизмы обмена информацией, описаны основные преимущества и недостатки. Представлены задачи, требующие выбора механизма взаимодействия, а также приведены результаты решения этих задач.
Для цитирования:
Механизмы обмена информацией и передачи знаний для задач взаимодействия в среде авто-номных интеллектуальных робототехнических систем в нештатных ситуациях / М. С. Катулин [и др.] // Системный анализ в науке и образовании: сетевое научное издание. 2021. № 4. C. 44–62. URL : http://sanse.ru/download/450.
For citation:
Katulin M. S. et al. Mechanisms of information exchange and knowledge transfer for interaction tasks in the hazard environment of autonomous intellegent robotic systems. System Analysis in Science and Education, 2021;(4):44–62(In Russ). Available from: http://sanse.ru/download/450.
Для цитирования:
Механизмы обмена информацией и передачи знаний для задач взаимодействия в среде авто-номных интеллектуальных робототехнических систем в нештатных ситуациях / М. С. Катулин [и др.] // Системный анализ в науке и образовании: сетевое научное издание. 2021. № 4. C. 44–62. URL : http://sanse.ru/download/450.
For citation:
Katulin M. S. et al. Mechanisms of information exchange and knowledge transfer for interaction tasks in the hazard environment of autonomous intellegent robotic systems. System Analysis in Science and Education, 2021;(4):44–62(In Russ). Available from: http://sanse.ru/download/450.

НОВАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: КИБЕРНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД, ЭКОСИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ВИРТУАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ, МИКРООБУЧЕНИЕ, КОЛЛЕКТИВНОЕ ИНЖЕНЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО, АКЦЕНТ НА РЕФЕРАЛЬНОСТЬ
В публикации обсуждаются проблемы дистанционного образования применительно к условиям цифровой экономики и способы их преодоления с применением Виртуальной Компьютерной Лаборатории (ВКЛ), которая является современной образовательной платформой, основанной на принципах энтропии и самоорганизации, что позволяет говорить о новых характеристиках образовательной деятельности, таких как особенности, принципы, условия, нормы, а также о её логической структуре, с акцентом на средства, методы, результаты, способы решения задач. Расширение кругозора в области технологий дистанционного обучения и внедрение виртуальных компьютерных лабораторий с интегрированными экспертными системами, искусственным интеллектом и средами расширенной реальности в ведущие ВУЗы и корпоративные университеты позволит повысить качество практической подготовки ИТ-специалистов для цифровой трансформации, проводимой в Российской Федерации.
Для цитирования:
Новая методология дистанционного обучения для эффективного формирования профессиональных компетенций цифровой трансформации: кибернетический подход, экосистемное мышление, виртуальные лаборатории, микрообучение, коллективное инженерное творчество, акцент на реферальность / М.А. Белов [и др.] // Системный анализ в науке и образовании: сетевое научное издание. 2021. № 4. C. 63–71. URL : http://sanse.ru/download/451
For citation:
Belov M. A. et al. New e-learning methodology for the effective creation of professional competen-cies in the digital economy: cybernetic approach, ecosystem thinking, virtual laboratories, microlearn-ing, collaborative engineering creativity, focus on referral. System Analysis in Science and Education, 2021;(4):63–71(In Russ). Available from: http://sanse.ru/download/451.
Для цитирования:
Новая методология дистанционного обучения для эффективного формирования профессиональных компетенций цифровой трансформации: кибернетический подход, экосистемное мышление, виртуальные лаборатории, микрообучение, коллективное инженерное творчество, акцент на реферальность / М.А. Белов [и др.] // Системный анализ в науке и образовании: сетевое научное издание. 2021. № 4. C. 63–71. URL : http://sanse.ru/download/451
For citation:
Belov M. A. et al. New e-learning methodology for the effective creation of professional competen-cies in the digital economy: cybernetic approach, ecosystem thinking, virtual laboratories, microlearn-ing, collaborative engineering creativity, focus on referral. System Analysis in Science and Education, 2021;(4):63–71(In Russ). Available from: http://sanse.ru/download/451.

БЕСПРОВОДНЫЕ СЕНСОРНЫЕ СЕТИ XXI ВЕКА
Основная цель работы заключается в определении наиболее перспективной из существующих технологий для организации беспроводных сенсорных сетей. Результатом работы является обзор пяти наиболее популярных технологий (ZigBee, Z-Wave, Thread, BLE, HaLow) с последующим сравнением по ключевым характеристикам, таким как скорость передачи данных, дальность передачи данных между двумя узлами, типовая мощность передатчиков, тип и срок службы батареи, количество подключаемых устройств, встроенная интеграция IP, поддержка ячеистой топологии.
Для цитирования:
Горячев В. А., Аверкин А. Н. Беспроводные сенсорные сети XXI в. // Системный анализ в науке и образовании: сетевое научное издание. 2021. № 4. C. 72–76. URL : http://sanse.ru/download/452.
For citation:
Goryachev V. A., Averkin A N. Wireless sensor networks of the XXI century. System Analysis in Science and Education, 2021;(4):72–76(In Russ). Available from: http://sanse.ru/download/452.
Для цитирования:
Горячев В. А., Аверкин А. Н. Беспроводные сенсорные сети XXI в. // Системный анализ в науке и образовании: сетевое научное издание. 2021. № 4. C. 72–76. URL : http://sanse.ru/download/452.
For citation:
Goryachev V. A., Averkin A N. Wireless sensor networks of the XXI century. System Analysis in Science and Education, 2021;(4):72–76(In Russ). Available from: http://sanse.ru/download/452.

ПЛАТФОРМА WALT ДЛЯ РАЗРАБОТКИ WEB-ПРИЛОЖЕНИЙ
В работе представлена платформа «Web Application Lego Toolkit» (WALT). Она представляет собой шаблонно-ориентированную платформу, предназначенную для разработки web-приложений различной степени сложности. В отличие от многих других платформ, представляющих собой «волшебный чёрный ящик», его основная идея предоставление прозрачного, расширяемого и модифицируемого инструментария для решения типовых задач, которые постоянно возникают в процессе разработки. Платформа ориентирована на создание web-приложения любой сложности одним full-stack разработчиком или небольшой группой разработчиков. В статье представлена архитектура WALT и приведены примеры его использования в реальных проектах.
Для цитирования:
Платформа WALT для разработки web-приложений / В. В. Кореньков, С. В. Куняев, С. В. Се-машко, И. А. Соколов // Системный анализ в науке и образовании: сетевое научное издание. 2021. № 4. C. 77–83. URL : http://sanse.ru/download/453.
For citation:
Korenkov V. V., Kuniaev S. V., Semashko S. V., Sokolov I. A. Platform WALT for web application development. System Analysis in Science and Education, 2021;(4):77–83(In Russ). Available from: http://sanse.ru/download/453.
Для цитирования:
Платформа WALT для разработки web-приложений / В. В. Кореньков, С. В. Куняев, С. В. Се-машко, И. А. Соколов // Системный анализ в науке и образовании: сетевое научное издание. 2021. № 4. C. 77–83. URL : http://sanse.ru/download/453.
For citation:
Korenkov V. V., Kuniaev S. V., Semashko S. V., Sokolov I. A. Platform WALT for web application development. System Analysis in Science and Education, 2021;(4):77–83(In Russ). Available from: http://sanse.ru/download/453.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ЭЛЕКТРОННО-ЦИФРОВОЙ УНИВЕРСИТЕТ БУДУЩЕГО. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ
В работе представлена идея интеллектуального электронно-цифровой университет, в основу которого заложена единая база данных, обеспечивающая корректную работу системы Университет. Как один из основных процессов, процесс проверки соответствия знаний заданным эталонам, с использованием системы тестирования был детализирован. В статье произведен сравнительный анализ существующих систем тестирования, а также представлена собственная модель системы тестирования в рамках интеллектуального электронно-цифровой университета. В предлагаемой системе рассматриваются принципы тестирования, шкалы, технологии формирования тестов и подготовки учебных материалов.
Для цитирования:
Добрынин В. Н., Шевелева О. Е. Интеллектуально электронно-цифровой университет будущего. Система оценки знаний // Системный анализ в науке и образовании: сетевое научное издание. 2021. № 4. C. 84–95. URL : http://sanse.ru/download/454.
For citation:
Dobrynin V. N., Sheveleva O. E. Intelligent electronic-digital university of the future. Knowledge assessment system. System Analysis in Science and Education, 2021;(4):84–95(In Russ). Available from: http://sanse.ru/download/454.
Для цитирования:
Добрынин В. Н., Шевелева О. Е. Интеллектуально электронно-цифровой университет будущего. Система оценки знаний // Системный анализ в науке и образовании: сетевое научное издание. 2021. № 4. C. 84–95. URL : http://sanse.ru/download/454.
For citation:
Dobrynin V. N., Sheveleva O. E. Intelligent electronic-digital university of the future. Knowledge assessment system. System Analysis in Science and Education, 2021;(4):84–95(In Russ). Available from: http://sanse.ru/download/454.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЛЯ МАГНИТООПТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ УСКОРИТЕЛЬНОГО КОЛЬЦА В НАКОПИТЕЛЕ ЗАРЯЖЕННЫХ ЧАСТИЦ
Статья посвящена формализации магнитооптической структуры циклического накопи-теля в виде математической модели. Рассматриваются транспортные матрицы основных магнитооптических элементов, фокусирующих пучок заряженных частиц в рамках движения по замкнутой орбите ускорительного кольца. Вводится математическая модель пучка заряженных частиц, основанная на линейном алгебраическом аппарате. Составлена итерационная формула расчёта его горизонтальной, вертикальной и продольной динамики движения.
Для цитирования:
Попков С. С., Сеннер А. Е. Математическая модель для магнитооптической структуры ускори-тельного кольца в накопителе заряженных частиц // Системный анализ в науке и образовании: сетевое научное издание. 2021. № 4. C. 96–103. URL : http://sanse.ru/download/455.
For citation:
Popkov S., Senner A. Mathematical model for the magneto-optical structure of the accelerating ring in the storage of charged particles. System Analysis in Science and Education, 2021;(4):96–103(In Russ). Available from: http://sanse.ru/download/455.
Для цитирования:
Попков С. С., Сеннер А. Е. Математическая модель для магнитооптической структуры ускори-тельного кольца в накопителе заряженных частиц // Системный анализ в науке и образовании: сетевое научное издание. 2021. № 4. C. 96–103. URL : http://sanse.ru/download/455.
For citation:
Popkov S., Senner A. Mathematical model for the magneto-optical structure of the accelerating ring in the storage of charged particles. System Analysis in Science and Education, 2021;(4):96–103(In Russ). Available from: http://sanse.ru/download/455.

ПРОБЛЕМЫ ТРЕХМЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ГЕОЛОГО-ГЕОФИЗИЧЕСКИХ ДАННЫХ В СРЕДЕ ГИС INTEGRO
Работа посвящена проблеме разработке математического и алгоритмического обеспечения для трехмерного моделирования на основе геолого-геофизических данных в среде ГИС INTEGRO.
Для цитирования:
Финкельштейн М.Я., Сабитов З. Проблемы трехмерного моделирования на основе геолого-геофизических данных в среде ГИС INTEGRO // Системный анализ в науке и образовании: сете-вое научное издание. 2021. № 4. C. 104–106. URL : http://sanse.ru/download/456.
For citation:
Phinkelstein M., Sabitov Z. Problems of three-dimensional modeling based on geological and geophys-ical data in the INTEGRO GIS ENVIRONMENT, 2021;(4):104–106(In Russ). Available from: http://sanse.ru/download/456.
Для цитирования:
Финкельштейн М.Я., Сабитов З. Проблемы трехмерного моделирования на основе геолого-геофизических данных в среде ГИС INTEGRO // Системный анализ в науке и образовании: сете-вое научное издание. 2021. № 4. C. 104–106. URL : http://sanse.ru/download/456.
For citation:
Phinkelstein M., Sabitov Z. Problems of three-dimensional modeling based on geological and geophys-ical data in the INTEGRO GIS ENVIRONMENT, 2021;(4):104–106(In Russ). Available from: http://sanse.ru/download/456.

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
Целью работы является разработка электронного учебного курса по дисциплине «Идентификация и математическое моделирование систем управления». Для практического освоения материалов учебного курса применяются программные пакеты по моделированию систем Matlab/Simulink, SciLab/Xcos. Структура курса реализована в системе Moodle. Применены следующие элементы и ресурсы онлайн платформы: Страница, Глоссарий, Файл, Чат, Форум, Презентация, Видеолекция, Задание, Пояснение, Тест, Книга, Интерактивный контент, Гиперссылка, База данных. Показаны особенности разработки предлагаемого курса. Электронный учебный курс внедрен в учебный процесс вуза системы дистанционного обучения Альметьевского государственного нефтяного института «Цифровой университет». Электронный образовательный ресурс успешно функционирует как при переходе на дистанционное обучение, так и в комплексе с традиционном обучением.
Для цитирования:
Тугашова Л. Г. Разработка электронного учебного курса по моделированию систем управления // Системный анализ в науке и образовании: сетевое научное издание. 2021. № 4. C. 107–112. URL : http://sanse.ru/download/457.
For citation:
Tugashova L. Development of an electronic training course on control system modeling. System Analysis in Science and Education, 2021;(4):107–112(In Russ). Available from: http://sanse.ru/download/457.
Для цитирования:
Тугашова Л. Г. Разработка электронного учебного курса по моделированию систем управления // Системный анализ в науке и образовании: сетевое научное издание. 2021. № 4. C. 107–112. URL : http://sanse.ru/download/457.
For citation:
Tugashova L. Development of an electronic training course on control system modeling. System Analysis in Science and Education, 2021;(4):107–112(In Russ). Available from: http://sanse.ru/download/457.
